Содержание:
Сенсорная интеграция – это педагогический метод, направленный на коррекцию поведенческих расстройств, вызванных неправильной реакцией на информацию, получаемую при помощи органов чувств. Это проявляется в бурной эмоциональной реакции на прикосновения других людей, громкие звуки, зрительные раздражители.
Расстройства сенсорной интеграции
Дисфункция сенсорной интеграции – это расстройство, при котором дошкольник негативно реагирует на необычные для него предметы, звуки, текстуру некоторых вещей. Это рассматривается педагогами как недостаток жизненного опыта у малыша, и, соответственно, сформированных нейронных связей.
Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:
- Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.
- Апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.
- Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.
- Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски), счетом.
- Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке.
- Плохая концентрация внимания, СДВГ.
- Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.
- Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.
Маленькие дети получают информацию от окружающего мира при помощи органов чувств. При дисфункции дошкольник плохо взаимодействует со сверстниками. Возникают проблемы с концентрацией внимания на уроках в детском саду и школе, ребенка отвлекают другие учащиеся. Сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается его тела.
Родителям на заметку! Симптомы и признаки шизофрении у подростков, диагностика и лечение.
Рекомендуется прочитать о видах потери памяти у детей, диагностике и лечении.
В раннем дошкольном возрасте малыша может пугать внешний вид пластилина и его липкость, текстура таких веществ, как глина, песок, камень. Реакция на пугающую и необычную действительность – плач, крик, раздражение, повышение двигательной, речевой активности, истерики. Обычно данный вид расстройства встречается у аутистов.
Клинические проявления
Основные признаки дисфункции сенсорной интеграции:
- Повышенный или пониженный тонус скелетных мышц.
- Гипер- или гипосенситивность к звукам, запахам, зрительным раздражителям.
При ДЦП, синдроме двигательной гиперактивности у малыша наблюдается неадекватный тонус мышц: его повышение или снижение.
Гиперчувствительность к прикосновениям родителей, зрительному контакту с другими людьми может вызывать нервозность. Маленький человек боится воды, капель дождя и каждое купание приносит ему и его родителям стресс. Стрижка волос, причесывание вызывает аналогичную реакцию. Повышенная чувствительность кожи приводит к непереносимости швов на одежде, вплоть до отказа носить вещи, т. к. они приносят физический дискомфорт.
Малыш избегает использования в конструировании и рисовании клея, красок – тех предметов, которые могут испачкать руки. Часто он боится ходить босиком по песку, траве.
Гипосенситивность проявляется в стремлении маленького человека потрогать все окружающие предметы, людей, что является причиной недовольства последних. Характерна любовь к играм в грязи, пренебрежение к гигиене, таскание в рот разных несъедобных вещей, игнорирование порезов, ссадин, снижение чувствительности к уколам.
При мозговой дисфункции возможна низкая тактильная перцепция – малыш не понимает, до какой части его тела дотронулись. Отсутствуют навыки одевания, иногда имеется страх темноты.
Метод сенсорной интеграции
Этот педагогический метод улучшает социальную адаптацию малыша, подготавливает к школе. Он способствует развитию сенсорной интеграции, применяется для аутистов и детей с двигательной гиперактивностью.
Способ включает упражнения и игры с педагогом, направленные на получение необходимого жизненного опыта. В группе занимаются лепкой из пластилина, хождением по песку, камням, использованием формочек для создания фигурок из теста.
В практике применяются как индивидуальные, так и групповые занятия по сенсорной интеграции, тренирующие следующие виды восприятия:
- Тактильное (осязательное) – воздействие на чувствительные рецепторы кожи рук, ног, лица.
- Зрительное – использование ярких предметов в затемненном помещении.
- Обонятельное – воздействие на обоняние раздражителями разной интенсивности.
- Вестибулярное – прыжки на батуте, кувырки, другие упражнения, тренирующие равновесие и ловкость.
- Вкусовое – представление различных вкусов.
- Тренировка проприоцептивной чувствительности – суставов, мышц, связок.
Этот педагогический метод для аутистов и детей с другими нарушениями (синдром дефицита внимания, двигательной гиперактивности) оптимизирует взаимодействие с окружающим миром. Метод применяется также при задержке речевого развития, минимальной мозговой дисфункции, умственной отсталости при синдроме Дауна, ДЦП.
Упражнения для вестибулярного аппарата способствуют устранению неуклюжести малыша, стимулируют желание к участию в играх с другими детьми. Это происходит за счет повышения уверенности в своих силах, развития ловкости.
Мелкая моторика тренируется массажем пальцев рук, обучению лепки из пластилина при непосредственном участии педагога.
Все о причинах заикания у детей, способах лечения, профилактике патологии.
Полезно прочитать о моторной форме алалии: клинические проявления и подходы к лечению.
Какие признаки дизартрии у детей говорят о патологии. Методы коррекции отклонения.
Дислексия арифметическая и аграмматизм также поддаются коррекции благодаря этому методу. Повышается способность к сосредоточению внимания на поставленных задачах. Игры с другими детьми улучшают коммуникабельность, благоприятствуют социализации малышей с заболеваниями аутистического спектра.
Оборудование для сенсорной интеграции включает в себя различные предметы: батут для вестибулярных упражнений, пластилин, формочки, пластиковый контейнер, заполненный песком, турники. Тоннели из тканевого материала используют для игр с другими детьми. Аналог этого педагогического способа – метод Монтессори.
Заключение
Метод дает ощутимые положительные результаты в борьбе с расстройствами чувствительности, двигательной гиперактивности. Этот способ лечения позволяет приобретать детям необходимый для них жизненный опыт, побороть страхи темноты, грязи, других людей.
напишите вопрос в форме ниже: