Сенсорная интеграция: расстройства и методы коррекции

Сенсорная интеграция Сенсорная интеграция – это педагогический метод, направленный на коррекцию поведенческих расстройств, вызванных неправильной реакцией на информацию, получаемую при помощи органов чувств. Это проявляется в бурной эмоциональной реакции на прикосновения других людей, громкие звуки, зрительные раздражители.

Расстройства сенсорной интеграции

Дисфункция сенсорной интеграции – это расстройство, при котором дошкольник негативно реагирует на необычные для него предметы, звуки, текстуру некоторых вещей. Это рассматривается педагогами как недостаток жизненного опыта у малыша, и, соответственно, сформированных нейронных связей.

Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:

  1. Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.
  2. Апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.
  3. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.
  4. Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски), счетом.
  5. Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке.
  6. Плохая концентрация внимания, СДВГ.
  7. Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.
  8. Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.

Маленькие дети получают информацию от окружающего мира при помощи органов чувств. При дисфункции дошкольник плохо взаимодействует со сверстниками. Возникают проблемы с концентрацией внимания на уроках в детском саду и школе, ребенка отвлекают другие учащиеся. Сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается его тела.

Потеря памятиу детейРодителям на заметку! Симптомы и признаки шизофрении у подростков, диагностика и лечение.

Рекомендуется прочитать о видах потери памяти у детей, диагностике и лечении.

В раннем дошкольном возрасте малыша может пугать внешний вид пластилина и его липкость, текстура таких веществ, как глина, песок, камень. Реакция на пугающую и необычную действительность – плач, крик, раздражение, повышение двигательной, речевой активности, истерики. Обычно данный вид расстройства встречается у аутистов.

Клинические проявления

Основные признаки дисфункции сенсорной интеграции:

  1. Повышенный или пониженный тонус скелетных мышц.
  2. Гипер- или гипосенситивность к звукам, запахам, зрительным раздражителям.

При ДЦП, синдроме двигательной гиперактивности у малыша наблюдается неадекватный тонус мышц: его повышение или снижение.

Гиперчувствительность к прикосновениям родителей, зрительному контакту с другими людьми может вызывать нервозность. Маленький человек боится воды, капель дождя и каждое купание приносит ему и его родителям стресс. Стрижка волос, причесывание вызывает аналогичную реакцию. Повышенная чувствительность кожи приводит к непереносимости швов на одежде, вплоть до отказа носить вещи, т. к. они приносят физический дискомфорт.

Малыш избегает использования в конструировании и рисовании клея, красок – тех предметов, которые могут испачкать руки. Часто он боится ходить босиком по песку, траве.

Гипосенситивность проявляется в стремлении маленького человека потрогать все окружающие предметы, людей, что является причиной недовольства последних. Характерна любовь к играм в грязи, пренебрежение к гигиене, таскание в рот разных несъедобных вещей, игнорирование порезов, ссадин, снижение чувствительности к уколам.

При мозговой дисфункции возможна низкая тактильная перцепция – малыш не понимает, до какой части его тела дотронулись. Отсутствуют навыки одевания, иногда имеется страх темноты.

 

Метод сенсорной интеграции

Этот педагогический метод улучшает социальную адаптацию малыша, подготавливает к школе. Он способствует развитию сенсорной интеграции, применяется для аутистов и детей с двигательной гиперактивностью.

Способ включает упражнения и игры с педагогом, направленные на получение необходимого жизненного опыта. В группе занимаются лепкой из пластилина, хождением по песку, камням, использованием формочек для создания фигурок из теста.

Нарушение сенсорной интеграции у детейВ практике применяются как индивидуальные, так и групповые занятия по сенсорной интеграции, тренирующие следующие виды восприятия:

  1. Тактильное (осязательное) – воздействие на чувствительные рецепторы кожи рук, ног, лица.
  2. Зрительное – использование ярких предметов в затемненном помещении.
  3. Обонятельное – воздействие на обоняние раздражителями разной интенсивности.
  4. Вестибулярное – прыжки на батуте, кувырки, другие упражнения, тренирующие равновесие и ловкость.
  5. Вкусовое – представление различных вкусов.
  6. Тренировка проприоцептивной чувствительности – суставов, мышц, связок.

Этот педагогический метод для аутистов и детей с другими нарушениями (синдром дефицита внимания, двигательной гиперактивности) оптимизирует взаимодействие с окружающим миром. Метод применяется также при задержке речевого развития, минимальной мозговой дисфункции, умственной отсталости при синдроме Дауна, ДЦП.

Упражнения для вестибулярного аппарата способствуют устранению неуклюжести малыша, стимулируют желание к участию в играх с другими детьми. Это происходит за счет повышения уверенности в своих силах, развития ловкости.

Мелкая моторика тренируется массажем пальцев рук, обучению лепки из пластилина при непосредственном участии педагога.

Заикание у детейВсе о причинах заикания у детей, способах лечения, профилактике патологии.

Полезно прочитать о моторной форме алалии: клинические проявления и подходы к лечению.

Какие признаки дизартрии у детей говорят о патологии. Методы коррекции отклонения.

Дислексия арифметическая и аграмматизм также поддаются коррекции благодаря этому методу. Повышается способность к сосредоточению внимания на поставленных задачах. Игры с другими детьми улучшают коммуникабельность, благоприятствуют социализации малышей с заболеваниями аутистического спектра.

Оборудование для сенсорной интеграции включает в себя различные предметы: батут для вестибулярных упражнений, пластилин, формочки, пластиковый контейнер, заполненный песком, турники. Тоннели из тканевого материала используют для игр с другими детьми. Аналог этого педагогического способа – метод Монтессори.

Заключение

Метод дает ощутимые положительные результаты в борьбе с расстройствами чувствительности, двигательной гиперактивности. Этот способ лечения позволяет приобретать детям необходимый для них жизненный опыт, побороть страхи темноты, грязи, других людей.

 

Внимание!
Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
напишите вопрос в форме ниже:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?

Головной мозг © 2014 - 2018 Карта сайта Условия использования