Содержание:
Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.
Симптомы
Нарушение когнитивных функций проявляется в снижении познавательных способностей. Ухудшается запоминание, кратковременная и долговременная память (см. Нарушение памяти у детей). Возникают проблемы с усвоением информации, ее воспроизведением – пересказом и ответами на вопросы педагогов. Тяжесть проявлений зависит от степени поражения головного мозга, а также педагогической запущенности малыша.
Легкое когнитивное расстройство у ребенка обычно характеризуется синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, арифметической и аграмматической дислексией, расстройством речи. У таких индивидуумов отмечается неусидчивость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, иногда заикание, вследствие чего и возникают проблемы с учебой.
Легкое снижение когнитивных функций у детей обычно принимается педагогами и родителями за слабоволие и плохое поведение, что затрудняет коррекцию. Первые проявления наблюдаются в возрасте 5-7 лет, когда ребенок поступает в школу. Такая степень довольно проста в коррекции и прогноз благоприятен.
Важно узнать, как лечить аутизм у детей и стабилизировать их состояние.
Что такое синдром дефицита внимания у детей: признаки, причины, лечение.
Умеренное нарушение когнитивных функций у детей обычно сопровождается детским церебральным параличом, эпилептическим синдромом и другими неврологическими отклонениями. При этом у ребенка имеется задержка психомоторного развития. Речевое научение затормаживается. Возможны также проблемы с двигательной гиперактивностью и повышенной нервной возбудимостью.
Тяжелое расстройство когнитивных функций наиболее сложно для коррекции. Наблюдается у малышей с врожденными генетическими дефектами (болезнью Дауна, гликогенозами). Отмечаются следующие симптомы:
- Неспособность к самообслуживанию.
- Грубое расстройство речевого развития.
- Судороги, длительный надрывный плач.
Такие дети после должной педагогической коррекции могут приспосабливаться к жизни и социализироваться, однако требуется помощь родственников или опекунов.
Причины когнитивных нарушений
Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:
- Внутриутробные инфекции.
- Родовые, черепно-мозговые травмы.
- Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
- Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
- Нарушения родового процесса.
- Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
- Органические патологии – гидроцефалия.
Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.
Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.
Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.
Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.
Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.
Диагностика когнитивных нарушений
Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.
Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:
- Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
- Электроэнцефалографии.
- РЭГ.
- Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
- Миометрии.
Лечение когнитивных нарушений
При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях. Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью. Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.
При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.
Назначают следующее лечение:
- Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
- Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
- Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
- Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
- Санаторно-курортное лечение.
Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.
Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.
Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.
При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.
Заключение
Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.
напишите вопрос в форме ниже: