Основные виды и формы умственной отсталости

Умственная отсталостьПонятие умственная отсталость подразумевает группу состояний задержанного или неполного развития психики, проявляющегося интеллектуальной недостаточностью, врожденной или рано приобретенной в течение первых 3 лет жизни. Стадии умственной отсталости делятся на:

  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Для определения стадии психиатры тестируют детей на уровень IQ. В легкой степени у детей не проявляются выраженные нарушения в поведении. Отставание в психическом развитии у таких детей связано с интоксикацией или инфекцией, травмой, фенилкетонурией или другими хромосомными аномалиями.

Кроме классической классификации, выделяют типы умственной отсталости – пограничная и глубокая. К пограничному типу отсталости относят задержку психического развития. Такое состояние психики при определенных благоприятных условиях и адекватном лечении может прийти в норму.

Пограничная умственная отсталость

Пограничную отсталость практически невозможно выявить в детском возрасте. Дети в этом возрасте особенно не выделяются. Только после 5-го класса у ребенка могут возникать трудности в учебе (особенно точные науки). Современная школьная программа предъявляет уже с младших классов требования к абстрактному мышлению, что представляет сложности у детей с умственной отсталостью.

Ведущую роль в возникновении пограничного состояния отсталости играют погрешности в воспитании, неблагоприятная атмосфера в семье (алкоголизм, скандалы) или отсутствие таковой. В таких случаях врачи проводят дифференциальную диагностику задержку развития с врожденной умственной отсталостью.

В подростковом возрасте дети с пограничной отсталостью могут без проблем освоить бытовые навыки. Однако более сложные вещи, которые требуют логического мышления или тонкий юмор для них остаются сложной проблемой. Во время тестирования выявляют уровень IQ не выше 70-80 балов.

Виды умственной отсталости

При врожденной умственной отсталости развитие так и не достигает нормального уровня. В зависимости от тяжести отсталости, ребенок может оставаться на уровне развития трехлетнего ребенка или подростка 12 лет. Врожденную отсталость называют олигофренией.

Выделяют несколько видов умственной отсталости у детей. Одним из самых тяжелых видов с неблагоприятным прогнозом является идиотия. Дети от рождения практически не приспособлены к самостоятельной жизни. У них абсолютно нет способностей к обучению и освоению элементарных бытовых навыков. Такие дети не могут самостоятельно принимать пищу, не узнают родных и близких. Уровень IQ при тестировании не превышает 34 баллов.

К средней степени тяжести умственной отсталости относится имбецильность. Такие дети могут освоить элементарные бытовые навыки, могут общаться, несмотря на скудный словарный запас. У пациентов с имбецильностью не развита познавательная деятельность. Имбецилы привязаны к родителям и близким людям, могут проявлять сочувствие. Однако дети могут поддаваться и дурному влиянию окружающих. В неблагоприятных ситуациях могут вести себя асоциально.

К более развитым детям с умственной отсталостью относятся пациенты с дебильностью. При легкой степени дебильности дети практически не отличаются от нормальных сверстников. Ребенок может развиваться, однако имеет склонность к импульсивным поступкам. При обучении пациентов с дебильностью по специальным программам дети могут освоить профессию, работать, успешно адаптироваться к социальной жизни, вести домашнее хозяйство, пользоваться социальными службами (например, вызвать скорую помощь), контролировать свои поступки.

Почему у детей возникает умственная отсталость?

Причины возникновения умственной отсталостиОсновными причинами возникновения умственной отсталости считаются:

Недоразвитие мозга связано с вредными внутренними и внешними факторами. Риск родить ребенка с умственной отсталостью повышается, если мама, будучи беременной, переболела вирусными заболеваниями (краснуха, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз, листериоз). Некоторые эндокринные патологии также могут стать пусковым механизмом для патологических процессов в мозге ребенка.

Совет! Беременная женщина должна внимательно следить за течением беременности и наблюдаться у врача. Любая патология, которая грозит гипоксии плода, может привести к непоправимым последствиям для умственного развития малыша.

К факторам риска рождения детей с отсталостью относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • гемолитическая болезнь;
  • генетические заболевания (мутация хромосом);
  • нейроинфекции;
  • неблагоприятная обстановка в семье.

Важно! Врожденная умственная отсталость не является снижением психического развития вследствие психических болезней. Заболевание возникает вследствие первоначального недоразвития ЦНС.

Клинические формы отсталости

Выделяют основные формы умственной отсталости, которые обусловлены хромосомными мутациями. Могут возникать на фоне инфекций, вредного влияния излучений, химических веществ. На развитие хромосомных мутаций влияет возраст родителей, сахарный диабет у матери, неправильное развитие половых клеток у родителей. Малыш может родиться с такими патологиями:

  • болезнь Дауна;
  • синдром «ломкой хромосомы» (основная причина – недостаточное поступление в организм беременной женщины фоллиевой кислоты);
  • синдром Шершевского-Тернера;
  • синдром полисомии;
  • синдром Клайнфельтера;
  • синдром Прадер-Вилли;
  • идиопатическая гиперкальциемия (патология называется также синдромом «лицо эльфа»);
  • микроцефалия.

К формам отсталости относятся также деменции, которые возникают у людей с уже сформировавшейся психикой. Такая форма развивается у людей с дегенеративными процессами головного мозга (болезнь Альцгеймера), на фоне алкоголизма, наркомании, после нейоинфекций, психических заболеваний или травм. Выделяют и такие формы отсталости:

  1. Астеническая. В большинстве случаев у детей легкая степень отсталости. Дети плохо овладевают новой информацией в школе, плохо осваивают речь и письмо, однако неплохо ориентируются в жизни. Возникает после перенесенных инфекционных заболеваний в первые годы жизни или после родовой травмы.
  2. Стеническая. Дети плохо осваивают речь, имеют грубые нарушения памяти. Встречается чаще в случаях, когда ребенок родился от пожилых родителей или после угрожающих состояниях во время беременности (угроза выкидыша, гестоз).
  3. Атоническая. Малыш не может сосредоточиться на чем-либо, проявляет двигательное возбуждение, беспокойный, недостаточно отзывчивый, раздражительный. Специальные программы помогают таким детям освоить учебные навыки. Возникают после инфекционных заболеваний матери в период вынашивания ребенка.

В заключении стоит отметить, что патология в каждом отдельном случае протекает по-разному. Клиническая картина зависит от степени поражения мозга, своевременной диагностики и адекватного лечения ребенка. Умственно отсталый ребенок в семье нуждается в постоянной поддержке и любви со стороны близких людей.

Внимание!
Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
напишите вопрос в форме ниже:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?

Головной мозг © 2014 - 2024 Карта сайта Условия использования
Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.