Нарушение речи у детей

Причины нарушения речи у детейКак приятно слышать, когда ребенок правильно разговаривает, четко произнося все звуки родного языка, уместно употребляет слова и правильно согласовывает их между собой в предложении, безошибочно пишет и читает. Однако есть большое количество детей, у которых наблюдаются нарушения речи. Как они проявляются и чем вызваны, коротко расскажем. Сразу следует отметить, что советы «выговориться», «само пройдет», «перерастет» ошибочны и могут только навредить своевременному исправлению речевых нарушений путем логопедических игр-занятий.

Нарушения звукопроизношения у ребенка

Наиболее ярко нарушения звукопроизношения у ребенка проявляются в виде замены одного звука другим, его искажения, пропуска, перестановки или добавления. При искажении полноценный звук деформируется наличием избыточного шума, присвиста или призвуков: например, картавый «р» (вибрирует горло, а не кончик языка), межзубный «с» (кончик языка находится между зубами) и тому подобное. При замене один звук заменяется другим и часто ребенок их путает в произношении: например, «с»-«ш» (вместо «сумка» звучит «шумка», вместо «чашка» – «часка») или «л»-«р» (вместо «ручка» слышим «лучка», слово «лампа» превращается в «рампа»). Перестановка может касаться любых звуков, часто слогов, и проявляться чаще всего в многосложных словах или словах с совпадением согласных. Тогда в речи ребенка можно услышать «пакла» вместо «палка», «летевизор» — «телевизор». Бывает так, что в произношении ребенок пропускает сложный для произношения звук (например, говорит «коова» вместо «корова», вместо «ложка» — «ожка») или добавляет лишний, чаще всего гласный, для облегчения произношения (например, вместо «стол» говорит «сетол», вместо «ключ» – «килюч»).

Отставанием в развитии словаря у ребёнка

Нарушение звукопроизношения иногда совмещается с отставанием в развитии словаря, грамматического лада и всей связной речи. Ребенок может путать слова, которые похожи по звучанию (например, «лак – бак – сак – рак – мак»), или те, которые означают близкие по значению понятия (например, «шорты – штаны», «тарелка – блюдце»); не могут подобрать нужное слово (например, определить, как лучше сказать «рыжий апельсин» или «оранжевый апельсин», «карие глаза» или «коричневые глаза»). Бывает так, что ребенок не может согласовать слова в предложении (например, говорит «мама пришел» вместо «мама пришла», словосочетание «большие мячи» заменяется на «большая мяч»), не умеет использовать предлоги (например, говорит «цветы на вазе» вместо «цветы в вазе», «яблоки под тарелкой» вместо «яблоки на тарелке»)...

Последствия слабой развитие речи в дошкольном возрасте

У школьников не исправленные в дошкольном возрасте нарушения речи приводят к возникновению ошибок при чтении и / или письме. Читая, ребенок не способен образовать слоги (например, читает «м», пауза, «а» вместо слитного «ма»), может пропускать, добавлять, переставлять буквы, не понимает прочитанного. В письме ребенок часто путает похожие по написанию рукописные (например, в-д) и печатные (например, П-Н) буквы или теряется в похожих по произношению звуках (например, «з»-«ж»: вместо «зеленая жаба» пишет «желеная заба»), добавляет, пропускает или переставляет отдельные буквы или слоги.

Нарушения речи могут сопровождаться специфическими особенностями:

  • повышенным слюноотделением в виде постоянного истечения (чаще всего из одного уголка рта);
  • прерывистым речевым дыханием (короткий, судорожный вдох или выдох)
  • темпом (ускоренный или замедленный, прерывистый в результате наличия запинаний);
  • голосом (тихий или, напротив, излишне громкий, затухающий под конец фразы, гнусавый);
  • интонацией (невыразительность, монотонность);
  • нервной системы (органические поражения);
  • мышц (повышенный или пониженный тонус мягкого неба, языка, губ или голосовых связок).

Основными причинами речевых нарушений могут быть:

  1. подражание взрослым, которые разговаривают неправильно (следует ограничить общение с ними);
  2. недостаточность восприятия и различения звуков (обратиться к учителю-логопеду);
  3. расщепление губы и /или неба («заячья губа», «волчья пасть»), неправильный прикус, укороченная подъязычная связка (стоит проконсультироваться у врача-ортодонта);
  4. аденоиды, полипы носовой полости, искривление носовой перепонки (обратиться к врачу-отоларинголога);
  5. негативные факторы во время беременности и родов (токсичные, наркотические вещества, алкоголь, антибиотики, токсикоз, асфиксия, черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит) (постоянный присмотр врача-невропатолога);
  6. недостаточность функций зрения, слуха, интеллекта, внимания и памяти, двигательной и эмоционально-волевой сфер (целесообразно обратиться к педиатру и психиатру).

В любом случае, сразу при возникновении нарушений речи, следует проконсультироваться с учителем-логопедом, который порекомендует комплекс упражнений, развивающие мышцы языка и губ, нормализующие речевое дыхание, активизирующие мелкую моторику.

Автор: Александр Строганой (Кандидат медицинских наук)

Внимание!
Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
напишите вопрос в форме ниже:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?

Головной мозг © 2014 - 2020 Карта сайта Условия использования
Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.