Нарушение памяти у младших школьников, дошкольников – это снижение когнитивных способностей, проявляющееся в уменьшении объема запоминаемой информации. Причин этого расстройства множество: органические патологии головного мозга, перенесенная гипоксия, нейроинфекции. Проблема существенно усложняет процесс обучения и приводит к плохой успеваемости, недовольством ребенка собой, низкой самооценке, невротическим состояниям.
Причины нарушения памяти
Проблемы с запоминанием вызваны патологическими состояниями или процессами в головном мозге. Основные причины мнестического расстройства – болезни детей, связанные с нарушением памяти:
- Черепно-мозговые, родовые травмы.
- Перенесенная перинатальная гипоксия.
- Употребление алкоголя и табака матерью в период беременности.
- Дефицит витаминов, микро- , макроэлементов.
- Гормональные заболевания, недостаточность функции щитовидной железы.
- Неврозы, неспокойная обстановка в семье, школе, детском саду.
- Психические заболевания, прогредиентная шизофрения.
- Сосудистые нарушения.
- Органические патологии: гидроцефалия, артериовенозная мальформация.
- Врожденные дефекты: олигофрения, синдром Дауна.
- Болезнь Гиршспрунга (врожденное нарушение иннервации толстого кишечника), проблемы с печенью.
Эффективные методы и способы тренировки памяти и внимания: рекомендации по тренировке памяти.
Полезно узнать, что нужно есть для улучшения памяти: продукты для активного функционирования головного мозга.
Черепно-мозговые, родовые травмы приводят к повреждению нейронов и связей между ними, т.е. проводящих волокон. Поэтому нарушаются уже созданные воспоминания, а также существенно затрудняется восприятие информации.
Гипоксия во время родов также может сказаться на умственном развитии. Нервные клетки очень чувствительны к недостатку кислорода и погибают от отсутствия притока крови. Это не проходит бесследно: у детей в будущем появляются проблемы с мышлением, памятью, речью, письмом и другими видами учебной деятельности.
Употребление беременной женщиной алкоголя и табака может привести к неправильному развитию головного мозга малыша. Этиловый спирт и смолы оказывают токсическое влияние на нервные клетки развивающегося плода, что объясняет негативные последствия вредных привычек.
Дефицит витаминов группы В, магния, белка и других питательных веществ нарушает функционирование головного мозга. Эти нутриенты необходимы для нормального протекания метаболических процессов в нейронах.
Недостаточная секреция щитовидной железой тиреоидных гормонов приводит к кретинизму, когда умственная деятельность притормаживается. Даже незначительное снижение функции этого органа приводит к замедлению метаболизма в нервной системе и, как следствие, ухудшению процесса запоминания.
Неврозы, вызванные неблагоприятным психологическим климатом в семье или детском коллективе, негативно сказываются на интеллектуальной активности.
Прогредиентная шизофрения, развиваясь, приводит к слабоумию. Проявляется галлюцинациями, бредом, дереализацией (нарушение восприятия действительности).
Сосудистые проблемы нарушают питание нейронов кислородом и питательными веществами. Болезнь Гиршспрунга – заболевание толстой кишки, проявляющееся запорами и ведущее ведет к интоксикации нервной системы. Недуги в области печени могут приводить к энцефалопатии различной степени тяжести, что угнетает интеллектуальную деятельность, делает ребенка вялым, апатичным. Гидроцефалия – водянка головного мозга – создает условия для возникновения умственных расстройств.
Симптомы нарушения памяти у детей
Существует несколько видов потери памяти, или амнезии: ретроградная, антероградная, ретроантероградная, гипо- и гипермнезия.
Разновидности:
- Гипомнезия – снижение объема запоминаемой информации. Наиболее встречаемое расстройство.
- Фиксационная амнезия – потеря ребенком способности запоминать новые события и знания.
- Анэкфория – вид амнезии, при которой тяжело вспомнить ранее полученную информацию.
- Скотомизация – вид амнезии, при которой теряются фрагменты воспоминаний без связи с эмоциями.
- Аффектогенная и истерическая амнезия – стирание неприятных моментов.
Качественные нарушения:
- Псевдореминесценция – замещение одних воспоминаний иными, которые происходили в другой период.
- Конфабуляция – отклонение, при котором пробелы заполняются выдуманными событиями.
- Криптамнезия – восполнение пробелов событиями из книг, газет, средств массовой информации.
- Эхомнезия – дежавю.
Особенности памяти у детей с нарушением речи характеризуются плохим опознаванием букв, проблемами с письменной речью, причинно-следственными связями. Пространственно-временной гнозис также нарушен, что затрудняет пересказ.
Объем зрительной памяти детей с нарушением речи обычно сохранен, так как эти две функции находятся в разных нервных центрах. Однако могут быть проблемы с чтением, пересказом, изложением.
Память у детей с нарушением слуха также снижена. Страдает запоминание места расположения предметов, их признаки. У слепых и слабовидящих нарушена долгосрочная память. Необходимо большее число повторений при заучивании. Время на подготовку к урокам также увеличивается.
Диагностика
При проблемах с запоминанием информации следует обратиться к невропатологу, исключить гормональные заболевания, органические патологии головного мозга. Необходимые исследования:
- ЭхоЭГ, ЭЭГ.
- РЭГ.
- МРТ.
- Анализ на ТТГ, Т3, тироксин, тиреопероксидазу, УЗИ щитовидной железы для диагностики гипотиреоза.
Важно узнать, как восстановить память человека и можно ли проверить свою память.
Информация о таблетках для памяти и работы мозга: обзор препаратов и биологически активных добавок.
Все о причинах частичной потери памяти и способах ее восстановления.
Лечение
Коррекция нарушений памяти у ребенка должна включать комплекс мер:
- Педагогическая работа.
- Назначение витаминов, улучшение питания.
- Медикаментозное лечение.
Для оптимизации интеллектуальной деятельности назначают витамины группы В: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан, тиамин, цианокобаламин, фолиевую кислоту, рибофлавин, никотинамид. При необходимости применяют ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Глицин, Пантогам.
Мнестические расстройства требуют своевременной коррекции, так как существенно затрудняют процесс учебы и социализации. Проблемы со слухом, зрением усугубляют их.
напишите вопрос в форме ниже: