Что такое дислексия – это нарушения разных видов деятельности (чтения, арифметики, восприятия, письма), признаки которых: неправильное написание и чтение букв, ошибки вычисления. Однако, несмотря на это, навыки к хорошему обучению сохранены. Причины возникновения этого расстройства – пороки развития головного мозга, перенесенные нейроинфекции, внутриутробная гипоксия. Для детей с данным отклонением характерна плохая успеваемость.
Симптомы дислексии
Существуют различные виды дислексии:
- Фонематическая.
- Аграмматическая (дисграфия).
- Оптическая.
- Цифровая.
- Аудиторная.
- Тактильная.
- Мнестическая.
- Семантическая.
- Дискалькулия.
- Диспраксия.
Фонематическая дислексия – это нарушение произношения звуков, их замена похожими звуками, перестановка слогов в слове. Возможно их добавление либо пропуски.
Аграмматическая дислексия – неправильное чтение и написание разных склонений и падежей слов. Отсутствие синтаксического согласования.
Оптическая, в том числе цифровая дислексия характеризуется заменой похожих по внешнему виду букв или цифр в письме. К ней причисляют также чтение справа налево.
Мнестическая дислексия – неспособность запомнить букву, т.е. сохранить в памяти связь между ее образом и звучанием. При чтении ребенок просто произносит эту букву по-другому либо пропускает.
Семантическая дислексия наблюдается при нормальном чтении. Ребенок не понимает смысла прочитанного. При учебе в школе могут возникать проблемы с написанием изложения, пересказывании текстов.
Дискалькулия – проблемы с арифметическими действиями.
Диспраксия – нарушение координации движений, практических навыков.
Важно! Проблем с интеллектом у таких детей нет, однако они испытывают трудности при выполнении заданий в школе.
Возможны также:
- быстрая утомляемость;
- нежелание выполнять домашнее задание;
- капризность, раздражительность;
- неаккуратный почерк;
- гиперактивность;
- импульсивность, нарушение координации движений.
В то же время свойственно стремление к творчеству, т.е. активно главным образом правое полушарие головного мозга.
Узнайте, как проявляется дизартрия у детей и можно ли избежать патологии.
Читайте, почему артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии: методы выполнения.
Причины
Причины дислексии связывают с нарушениями функционирования коры головного мозга. Факторы, которые могут повлиять на формирование дефекта:
- Тяжелые роды: преждевременное отхождение околоплодных вод, гипоксия, травмы при рождении.
- Внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, хламидиоз.
- Гемолитическая болезнь новорожденных.
- Нейроинфекции у ребенка: менингит, энцефалит.
- Неблагоприятная языковая среда, педагогическая запущенность – недостаточная подготовка к школе.
- Дефицит витаминов, питательных веществ.
- Недостаточность щитовидной железы (кретинизм).
- Синдром двигательной гиперактивности.
- Ребенок левша.
Врачи считают, что это нарушение у детей возникает вследствие отсутствия связей в коре головного мозга, отвечающих за запоминание информации.
Важно! Отмечено, что у левшей, в том числе и переученных, это отклонение встречается чаще, чем у правшей.
Нейроинфекции менингит или энцефалит, перенесенные в раннем детстве, могут повлиять на развитие патологии.
Гиперактивность и нервная возбудимость у детей приводит к плохой усидчивости, вследствие чего снижается восприятие информации из прочитанного материала. Предрасположенность к проблемам с письмом, математикой, чтением может передаваться по наследству.
Левши более склонны к дислексическому расстройству, т.к. имеют образное мышление за счет повышенной активности правого полушария. При этом творческая деятельность развита сильнее логической.
Диагностика и лечение дислексия
Для исключения серьезных патологий головного мозга необходимо пройти исследования: Эхо- и электроэнцефалограмму, РЭГ, ультразвуковую диагностику сосудов допплерографию. Следует также проверить активность щитовидной железы, тиреотропного гормона.
Так как при дислексии наблюдаются сложности с успеваемостью, из-за которых они могут оставаться на второй год, необходима интенсивная работа с педагогами. Дошкольная подготовка – профилактика дисграфии, дискалькулии и других расстройств, мешающих при учебном процессе.
Необходим комплексный подход. Проблемы, вызывающие трудности с запоминанием, изложением текста, могут быть связаны с дефицитом йода и селена – микроэлементов, от которых зависит функционирование щитовидной железы.
Родителям на заметку! Детская умственная отсталость и факторы возникновения патологии интеллектуального развития.
Узнайте, как избежать серьезных последствий гипоксии у новорожденных: диагностика и лечение патологии, прогноз.
Все о моторной алалии у детей: основные симптомы и эффективное лечение.
Витамины группы В по назначению врача поддерживают нервную систему. Комплексы с глицином, глутаминовой кислотой (глутамевит) стимулируют умственную активность и образование новых связей между нейронами. При синдроме гиперактивности глутамат, как возбуждающая аминокислота, наоборот, противопоказана.
В случае педагогической запущенности проблемы с чтением и восприятием информации корректируются постепенно во избежание переутомления. При плохом восприятии прочитанного рекомендуется чтение вслух медленно, а затем осмысление абзаца.
Метод Дейвиса
Дейвис – человек, преодолевший свои дислексические отклонения в 38 лет, понял, что люди, страдающие этим отклонением, имеют богатый творческий потенциал и легче изучают то, что сами создают. Поэтому он предложил справляться с проблемой следующими методами:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Конструирование и моделирование.
- Ораторство, актерство.
- Шитье, вязание, вышивание и другое рукоделие.
Дело в том, что дети, страдающие дислексическими отклонениями, мыслят не словами, а образами. Рукоделие, конструирование развивают головной мозг, способствуя образованию новых нейронных связей. Задача родителей – интересоваться, как прошел день малыша. Это улучшает речевые навыки, реплики родителей обогащают словарный запас своих детей.
Заключение
Проблемы со счетом, письмом могут проходить по мере взросления и обучения малыша. Терпеливая работа педагогов и подготовка к школе поможет избежать проблем. Творческая активность не должна подавляться, ведь Том Круз, Гай Ричи, Агата Кристи прославились как талантливые люди благодаря своему расстройству.
напишите вопрос в форме ниже: