Содержание:
Дефицит внимания у детей в ряде случаев может оказаться не просто проявлением личностных особенностей отдельного ребенка, но и результатом перенесенных ранее родовых эксцессов, приведших к недостаточности питания структур головного мозга. Этот феномен относят к расстройствам неврологического и поведенческого развития. Рассмотрим подробнее, так ли страшен этот диагноз.
Признаки синдрома дефицита внимания
Встречается в сочетании дефицита внимания с гиперактивностью. Не внимания к ребенку со стороны родителей, а в способности ребенка концентрироваться на чем-то, заниматься целенаправленной деятельностью. Синдром дефицита внимания у детей включает следующие признаки:
- трудности концентрации внимания. Ребенок недостаточно прилежный, невнимательный, легкомысленный и беспечный;
- гиперактивность (сниженный порог возбудимости, в ответ на незначительное событие разворачивается бурная реакция, особенно на неприятные эпизоды, трудности с удержанием себя на месте);
- трудности с управлением импульсивностью (недостаток сознательного контроля в ответ на нежелательное событие, на противодействие со стороны окружающих, которое идет вразрез с желаниями ребенка).
В диагноз выносятся комбинации симптомов, случаи дефицита внимания или с гиперактивностью, или импульсивностью, или смешанный, в котором сочетаются все три симптома. При этом признаки могут появляться время от времени и не быть постоянными.
Оказывается, концентрацию внимания можно развивать. Читайте об эффективных методах.
Читайте, почему заболевание аутизм часто путают с серьезными психическими патологиями.
О случаях спонтанного излечения
У трети детей наступает спонтанное улучшение. Происходит это в определенном возрасте, когда ребенок, перешагнув возрастной порог, с помощью воспитательных разъяснительных бесед, а также усилий воли. Но две трети все-таки требуют коррекции, в том числе и с помощью медикаментозного вмешательства. Чтобы узнать, что показано в каждом конкретном случае, потребуется консультация специалиста. Расстройствами поведения у детей занимаются несколько медицинских специалистов:
- педиатр как тот, к кому первому приводят на прием деток со всеми возможными особенностями;
- детский невропатолог;
- детский психиатр;
- клинический психолог.
Психолог намеренно упомянут на последнем месте, поскольку для психотерапевтического лечения нужно вначале исключить основное заболевание, а затем заниматься коррекцией поведенческих установок как ребенка, так и его родителей, ближайшего окружения.
Несмотря на существование проблемы, у сторонников ее признания есть и оппоненты. Они считают, что такое поведение — крайность личных особенностей реагирования нервной системы ребенка или даже вариант нормы. Допускают педагогическую запущенность со стороны родителей. Для разрешения сложившейся ситуации они предлагают усилить родительский контроль и дисциплину.
Поскольку не все дети реагируют подобным образом, такая гиперактивность (даже у детей одних и тех же родителей, к которым применяется одинаковый метод воспитания) должна вызывать обеспокоенность.
Причины
Существуют несколько наиболее популярных точек зрения, каждая из которых может приводить к вышеописанной клинической картине:
- Перенесенные матерью инфекции во время внутриутробного вынашивания ребенка.
- Иммунологическая несовместимость с матерью (по резус-фактору).
- Угрозы выкидыша на протяжении беременности матери.
- Хронические заболевания у матери в стадии декомпенсации во время вынашивания ребенка.
- Преждевременные или стремительные роды со стимуляцией или кесаревым сечением.
- Осложнения родов (обвитие пуповиной, родовые травмы, особенно шейного отдела позвоночника, гематомы, асфиксия).
- Заболевания ребенка в раннем возрасте, при которых принималось лечение сильнодействующими веществами.
- Хронические заболевания ребенка (бронхиальная астма, сахарный диабет, сердечная недостаточность, заболевания почек и печени) могут способствовать нарушениям в работе головного мозга.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания
Согласно действующим протоколам лечения детей с синдромом дефицита внимания, на первом месте рекомендовано применение психостимулирующих препаратов. Эффективность ослабления симптомов доказана различными исследованиями. Казалось бы, на ум приходит только успокоить ребенка, он же и так слишком активный.
Если рассмотреть подобное поведение ребенка с точки зрения крайней его усталости, перевозбуждения нервной системы от переутомления, и эти реакции с дефицитом внимания и гиперактивностью расценить как часть реакции истощения по гиперстеническому типу, то такой выбор группы препарата вполне окажется логичным.
Реакция истощения по гиперстеническому типу заключает в себе чередование периодов возбуждения с периодами затишья и нормальной обычной деятельности. Исследования применения данной группы препаратов продолжаются.
На втором месте по популярности назначений стоят ноотропы. Это группа веществ, улучшающая микроциркуляцию крови в головном мозге. Далее идут антидепрессанты по показаниям.
Читайте, что такое ММД — минимальная мозговая дисфункция и как она проявляется.
Почему микрополяризация головного мозга не занесена в США в «белый список»?
Что такое акцентуация личности и какие формы нестандартного превалирования каких-либо черт характера.
Немедикаментозные методы лечения
Среди альтернативных методов лечения применяются следующие медикаментозные способы:
- Синдромальный – коррекция сопутствующих нарушений, улучшение кровообращения в шейном отделе, работа (при наличии) с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы.
- Психотерапия – поведенческая, направленная на разрыв готовых ошибочных поведенческих стратегий, в комплексе приводящих к дефициту внимания у ребенка и формирование новых (по принципу условных рефлексов).
- Семейная терапия ребенка: с помощью близкого окружения находят способы, куда можно направить повышенную активность, агрессивность.
Синдром дефицита внимания у детей не должен быть почвой для испытания безвредных, на первый взгляд, способов лечения. При внимательном рассмотрении клинической картины и проведении дополнительных исследований педиатр исключает заболевания, которые могут маскироваться под это расстройство поведения. Лечение, которое якобы не способно навредить в момент его использования, оттягивает время получения ребенком адекватной медицинской помощи, если окажется, что она ему необходима.
напишите вопрос в форме ниже: