Содержание:
Иногда малыши младших классов могут страдать таким заболеванием, как дисграфия. У этих деток наблюдаются ошибки в написании слов, произношении фраз, изменение окончаний, замена одних букв другими, похожими по звучанию. Логопеды считают, что дисграфия у младших школьников довольно серьезная болезнь, которая приводит к замкнутости ребенка, трудностям в общении со сверстниками, к ощущению своей неполноценности. Заметив у детей признаки нарушения речи или письма, родители должны серьезно подойти к решению проблемы.
Причины развития заболевания
Точной причины появления дисграфии ученым пока выяснить не удалось, но большинство медиков склоняется к тому, что болезнь в основном имеет наследственный характер. Факторами, вызывающими заболевание, считают:
- Наследственный фактор. Если родители ребенка в детском возрасте страдали подобным заболеванием, их дети с высокой вероятностью также могут страдать незрелостью головного мозга.
- Социально-психологический фактор. Дисграфия у младших школьников наблюдается чаще в тех семьях, где родители и остальные взрослые родственники разговаривают на разных языках, допускают грубые ошибки в произношении фраз. Также болезнь наблюдается, если ребенок испытывает дефицит внимания со стороны сверстников и взрослых, а также при полном отсутствии контроля за письменным и умственным развитием малыша.
- Различные серьезные заболевания, в том числе и инфекционного характера (см. Нейроинфекции). У таких детей наблюдается задержка в развитии, нарушается способность к чтению и письму.
- Недостаточное развитие головного мозга. Этот фактор может быть вызван травмами головы (в том числе и родовыми), различными патологиями, протекавшими во время беременности женщины, инфекциями.
Полезно прочитать про стадии умственной отсталости и причины возникновения патологии.
Родителям на заметку! Дизартрия у ребенка: причины, разновидности, симптомы.
Если в семье ребенка имеется хотя бы одна из перечисленных причин, родителям нужно очень внимательно подойти к развитию речи и письменности малыша, а при возникновении признаков дисграфии своевременно обращаться за помощью к специалисту.
Виды заболевания
Внимательные родители обязательно заметят отклонения в речевом или письменном развитии ребенка. Выделяют несколько видов дисграфии:
- Возникшая в связи с проблемами синтеза и звукового анализа. Больной такой формой дисграфии обычно имеет свойство к повторению или пропуску слов при написании предложений. Дети пишут слова слитно, путают слоги и окончания.
- Акустическая. Ребенок путает созвучные буквы, например, д-т, с-ш, б-п, з-ж. Такой вид дисграфии называют еще фонематическим;
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Больной неправильно произносит звуки про себя, а затем так же с ошибками их записывает на бумагу.
- Оптическая дисграфия. Ребенок сталкивается с трудностями в написании и различии многих букв, способен писать в зеркальном направлении, приписывает лишние черточки или палочки к словам и буквам.
- Аграмматическая. Больные не способны к правильному склонению слов по падежу или роду, а также не умеют согласовывать существительное и прилагательное. Аграмматическая дисграфия наблюдается у детей первого и второго класса, когда ребенок уже хорошо знает, как пишутся многие слова. Эта форма заболевания часто наблюдается в семьях, где одновременно общаются на нескольких языках сразу.
Как обнаружить болезнь
При подозрении на дисграфию у ребенка родители должны как можно скорее провести обследование малыша. Заболевание выявляется при посещении невролога, окулиста, логопеда. Очень важно отличить дисграфию от банальной неграмотности ребенка.
Для постановки диагноза проводят:
- проверку зрения, слуха, способность речевой и мелкой ручной моторики;
- проверку устного построения предложений, оценку словарного запаса, правильности произношения звуков;
- проверку письменности: малышу предлагают написать диктант, переписать текст и прочитать его.
На основании проведенных исследований доктор дает оценку возможной дисграфии у младших школьников, а затем назначает необходимую корректировку заболевания (см. Проверка интеллекта у детей).
Как вылечить нарушение
После диагностики и подтверждения заболевания врач немедленно назначает корректировку дисграфии, основанную на различных упражнениях. Лечением болезни занимаются психолог и логопед. Для лучшего эффекта лечения детей переводят в специализированную логопедическую школу, а при ее отсутствии с детьми постоянно нужно заниматься родителям.
Принципы лечения состоят из следующих этапов:
- Запоминание правил написания слов.
- Задания по улучшению памяти.
- Правильное письменное написание текста и его чтение.
- Расширение словарного запаса.
- Сеансы массажа.
- Прием успокоительных препаратов.
Методы коррекции
Логопед совместно с психологом разрабатывает программу по коррекции заболевания. В основном применяются следующие способы:
- Способ Эббигауза. Ребенку дают лист с написанными словами с пропущенными буквами. Больному необходимо самостоятельно вставить недостающие буквы и переписать слова заново.
- Школьник получает лист со словами, которые содержат ошибки. Задача заключается в том, чтобы самостоятельно найти ошибки и правильно переписать слова.
- Ребенку дается картина с изображенным на ней предметом. Школьник должен назвать нарисованный предмет, а затем произнести все содержащиеся в слове звуки по порядку.
Рекомендуется узнать, что такое дислексия: симптомы, причины и лечение.
Родителям на заметку! Основные признаки и симптомы шизофрении у детей и характерные особенности.
Все о возникновении заикания у детей: причины, симптомы, коррекция.
Выполняя несложные упражнения, в скором времени можно добиться полного устранения дисграфии и научить детей правильно произносить звуки, строить предложения, склонять по падежам слова, изменять в них окончания.
Заключение
Дисграфия у младших школьников считается серьезным нарушением письменной, а также устной речи (см. Алалия у детей). Вылечить заболевание способны только врачи, поэтому при малейшем подозрении на отклонения речи или письма, родителям следует показать своего малыша специалистам.
напишите вопрос в форме ниже: