Наглядно-действенное мышление: пойму, если попробую сделать

Наглядно-действенное мышление Щенок сидит у своей миски в ожидании еды. Он помнит, что корм ему насыпали именно сюда. Младенец тянется за погремушкой, чтобы взять ее в кулачок, так как знает: у него это получится, потому что он уже так делал. Малыш разобрал механическую игрушку – ему было очень интересно узнать, как она устроена. Все это примеры того, как проявляет себя наглядно-действенное мышление на практике.

Что такое наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это такой вид мышления, который формируется прежде остальных видов (наглядно-образного или абстрактно-логического), а потому считается первой ступенькой на пути становления человека разумного, мыслящего. Его отличительные признаки:

  1. Познание мира происходит не через абстрактные понятия, а конкретные вещи, которые можно увидеть, услышать, потрогать (вода мокрая, включенный утюг горячий, предмет легкий, потому что его можно взять в руку).
  2. Все задачи, которые необходимо решить, носят исключительно практический характер (встать на стул, чтобы проще было забраться на стол, одеться теплее, чтобы не замерзнуть, починить крышу, чтобы в доме было сухо).
  3. Проблемная ситуация решается путем личного участия человека в ней. Чтобы узнать, что такое бабочка, ребенок сам должен увидеть эту бабочку. Чтобы понять, какая вещь будет тяжелой, нужно самому попытаться ее поднять.
  4. Новые навыки приобретаются в процессе действий «по образцу» (у людей) или благодаря системе поощрений (дрессировка животных).

Как научиться концентрировать вниманиеЗнаете ли вы, что у каждого из нас есть свой путь восприятия информации: характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков.  

Узнайте, как научиться концентрировать внимание: тест на оценку внимания.  

Подобный вид активности мозга был характерен для первобытного человека (см. Лимбическая система человека), он же в зачатке присущ и животным. Правда, мышление животных (если такое словосочетание корректно) только этой начальной ступенькой ограничивается, да и первобытные люди в этом смысле недалеко ушли от своих диких собратьев по окружающему миру.

Что касается человека современного, то наглядно-действенное мышление формируется у него примерно до двух-трех лет. В дальнейшем к нему на помощь приходят уже другие виды мышления, которые опираются не столько на конкретные предметы, понятия, явления, личный опыт, сколько на абстрактные представления о них и опыт чужой.

Но это не значит, что первоначальные мыслительные навыки уходят. И во взрослой жизни наглядно-действенное мышление бывает очень даже полезно. Главное, не забывать про этот навык, при необходимости быть готовым к его развитию.

Развитие наглядно-действенного мышления у детей

Реально все, что воспринимается органами чувств – по такому закону живут маленькие дети. Если что-то нельзя потрогать, почувствовать, услышать, увидеть, значит, этого не существует. Помните, как маленькие дети играют в прятки? Закрыл глаза ладошками, не вижу ничего сам, значит, остальные не видят, значит, я, малыш, от всех спрятался. Или еще ситуация: чтобы научиться считать в уме, дети сначала складывают и вычитают реальные палочки.

Эти и другие примеры наглядно-действенного мышления наверняка близки каждому взрослому. Они кажутся простыми, естественными. Между тем мышление нужно развивать на любом этапе, даже самом начальном, даже у самых маленьких людей.

Примеры наглядно-действенного мышленияВот несколько упражнений, которые психологи и педиатры советуют взять на вооружение родителям малышей и дошкольников:

  • не только сами кормите ребенка, но и позволяйте ребенку покормить вас с ложечки;
  • вместе ухаживайте за цветком, в идеале – пусть он на глазах ребенка восстановится из засохшего состояния;
  • для младенцев идеальны: пирамидки, которые нужно собирать в прямой и обратной последовательности, кубики, из которых можно построить большие и маленькие башни, погремушки на ленточках, которые можно самостоятельно притянуть к себе, если они вдруг выпали из кроватки.
  • катайте кукол в игрушечной коляске, плюшевые игрушки – в детской машинке, устаивайте кукольные чаепития, укладывайте спать зайцев;
  • раскладывайте, группируйте игрушки по форме, размеру, цвету или другим признакам;
  • изучайте части тела на самих себе, крутите вместе стрелки часов, лепите пельмени;
  • активно пользуйтесь развивающими ковриками, у которых надо что-то застегивать, привязывать, приклеивать, соединять и разъединять детали.

В общем, развитие наглядно-действенного мышления у детей – это воплощение на практике метода проб и ошибок. Причем большинство из них ребенок в состоянии совершить сам, без помощи взрослого. Присутствие старших нужно только в начале какой-либо задачи, чтобы показать, как надо делать. А дальше ребенок пусть справляется сам – так развитие мышления будет происходить активнее.

Развитие наглядно-действенного мышления у взрослых

Взрослым так же, как и детям, необходимо развивать все формы мышления, тем более такое, которое имеет практическое применение. Во взрослой жизни есть немало профессий, где наглядно-действенное мышление является основообразующим в работе. Им должны в совершенстве владеть хирурги, слесари, рабочие, создающие детали, портные, ремесленники – все, чья работа связана с ручным трудом. Но даже если ваше призвание – труд исключительно умственный, навыки практического восприятия мира лишними не будут.

Игры на логику и мышлениеУзнайте, что такое зрительная память и как видимые образы сохранить в сознании надолго.

Родителям на заметку: игры на логику и мышление для детей разных возрастов.

Читайте, как пользоваться интуицией и использовать ее в своих целях.

Взрослым советуют развивать их следующим образом:

  • решайте головоломки со спичками – те самые, где нужно из ромбов сделать треугольники, из квадратов еще какие-нибудь геометрические фигуры, соединяя, разделяя грани (см. Аналитические способности);
  • собирайте пазлы, конструкторы;
  • тренируйте мозг на определение длины, объема, веса, прочих параметров любых вещей без специальных приборов (см. Как тренировать мозг);
  • смотрите кулинарные каналы или программы по обустройству домашнего быта, где учат делать всякие чудные вещи – учитесь вместе с ведущими, повторяя за ними;
  • заведите такое хобби, которое от вас потребовало бы работы руками – рисование, лепка, выжигание, вышивание.

В конце концов, в человеке все должно быть не только прекрасно, но и гармонично развито, в том числе и каждый из видов мышления.

Подведем итоги

Наглядно-действенное мышление – это особый процесс познавания окружающей действительности, который у людей формируется еще в младенческом возрасте, но все равно требует дальнейшего развития с течением времени. Это основа мыслительной деятельности человека, при которой знания о мире добываются в реальных ситуациях с применением личного опыта.

 

Внимание!
Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
напишите вопрос в форме ниже:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?

Головной мозг © 2014 - 2024 Карта сайта Условия использования
Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.