Как изучить окружающий мир: эксперименты, анализ, сравнение и другие методы научного познания

Научное познание Кто я? Что я? Зачем я здесь и почему меня окружает именно такой мир? Враждебен ли он по отношению ко мне или дружелюбен? По силам ли мне раскрыть его тайны? Эти вопросы такие простые и сложные одновременно, но рано или поздно большинство людей пытается найти на них ответы. С одной стороны, мир такой понятный, если воспринимать его как данность. С другой стороны, окружающую действительность можно представить как поле для большого эксперимента. Для того чтобы в нем активно участвовать, нам волей-неволей придется освоить научное познание и его особенности (см. Основные способы познания мира).

Признаки научного познания

На самом деле не существует единого способа понимания, оценки мироустройства, ведь не все в жизни является результатом изысканий ученых, предметом серьезного исследования. Есть такие сферы человеческой жизни, которые не требуют безапелляционных доказательств, потому что основываются во многом на интуиции и вере (см. Как пользоваться интуицией). К таковым относятся астрология, эзотерика или другие практики, которые не всеми признаются, но тоже вносят свою лепту в представление о жизни.

В общем, научное и вненаучное познание идут рука об руку, но все же отличаются друг от друга по определенным признакам. Все основные признаки научного познания характеризуются особым качеством получаемых знаний:

  • не допускают неоднозначности толкований, оперирования такими понятиями, как «мне кажется», «я верю»;
  • точны, многократно проверены, доказаны;
  • знания, независимо от сферы применения, выстраиваются в одну строгую систему, которая, в свою очередь, взаимосвязана с другими системами из параллельных научных сфер (см. Логическое мышление: игры);
  • научные знания живут вне времени и пространства, политики, общественного строя, они значимы для каждого, потому как исключительно объективны.

Кто такой эрудитУзнайте, кто такой настоящий эрудит: задания для настоящего эрудита с вопросами и ответами.

Знаете ли вы, что такое нейропластичность и вектор стабильной деградации.

Эти критерии научного познания отличают его от всех остальных форм постижения окружающей действительности, которые, не обладая объективностью, основываясь на частном, индивидуальном восприятии мира, могут характеризоваться как вне- , пара- , до- и даже лженаучные.

Как организуется научное познание

Все в этой жизни должно следовать определенному плану, в том числе изучение мира. Структура научного познания отражает путь, который в идеале должен проходить любой исследователь при изучении чего-либо: собрал факты – описал – перевел на научный язык – подвел под научную базу – включил в систему. Этот путь многоуровневый: сначала исследователь вступает на эмпирическую ступень, после может перейти сам или передать эту эстафету тому, кто стоит на ступеньке теории. Но следует учесть, что для каждого уровня характерны свои методы.

Методы эмпирического уровня научного познания основываются на том, что видно, можно изучать зримо, явственно, ощутимо на основе опытов:

  • сначала ведется наблюдение за предметом исследования, собираются данные;
  • далее максимально однозначно описываются его свойства, признаки;
  • после эти свойства, признаки измеряются;
  • потом настает время эксперимента, при котором исследователь берет на себя активную роль своеобразного провокатора для изучаемого объекта, чтобы выявить у него какие-либо новые свойства;
  • заключительная стадия – сравнение, когда соотносится то, что было открыто и изучено только что, с тем, что люди уже сделали ранее.

Методы теоретического уровня научного познания Методы теоретического уровня научного познания складываются на основе не практических опытов, а абстрактных рассуждений (см. Абстрактное мышление). Это может быть:

  • выведение формул;
  • выделение частей из целого и разложение целого на части;
  • формулировка аксиом и разработка на их основе теорем;
  • обобщение признаков и свойств разных предметов в попытке классифицировать их в одну структуру;
  • рассуждения по формулам «от глобального к частному», «от абстрактного к конкретному», «от единичного ко всеобщему».

Теоретические методы научного познания считаются уделом мечтателей, в то время как эмпирика – привилегия классических ученых-экспериментаторов.

Как бы ни были различны эти виды научных знаний, один без другого существовать не может. Только дуэт теории и практики делает науку такой точной энциклопедией, в которой собрано все, что на сегодняшний день удалось узнать человечеству об окружающем нас мире. Это подтверждает сама история.

Научное познание с точки зрения истории

Принципы научного познания известны с давних времен. Еще древние греки и римляне пытались не только увидеть что-то новое, но и изучить это, объяснить, систематизировать. Правда, тогда, тысячи лет назад теория все же превалировала над практикой. Умозрительные заключения в чистом виде ценились больше, да и возможностей для научных экспериментов у древних ученых было немного.

Но зато уже с XVII века принципы исследования постепенно начинают приобретать современные черты. Примерно в это же время были сформулированы основные критерии научного познания, которыми руководствуются и современные ученые.

Вербальный интеллектУзнайте, как развить коммуникативные навыки и от чего зависит их качество.

Читайте, что такое вербальный интеллект: диагностика вербального и невербального интеллекта.

Знаете ли вы, что такое когнитивные функции и что включают познавательные функции?

Впрочем, внутрипрофессинальный спор между учеными-теоретиками и учеными-практиками не прекращался никогда. Обычному человеку его тоже никогда не понять. Ну как простой обыватель может сказать, кто предпочтительнее для истории: теоретик Эйнштейн или практик-экспериментатор Ньютон? Кто оставил больший след в науке: основатель эксперимента Галилео Галилей или создатель квантовой теории атома Нильс Бор? Да это и не нужно, потому что наука – система настолько многогранная, глубинная, что места в ней хватит всем, кроме шарлатанов.

Подведем итоги

Научное познание – это возможность для человека изучить окружающий его мир через объективные факты, структурированные признаки, систематизированные выводы. Они могут быть личными, сделанными здесь и сейчас, или обобщенными, полученными путем многолетних и даже многовековых наблюдений представителями предшествующих поколений. Научное познание – это строгая система со своими уровнями, принципами, методами и признаками.

Внимание!
Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
напишите вопрос в форме ниже:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?

Головной мозг © 2014 - 2024 Карта сайта Условия использования
Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.