Содержание:
Дисграфия у детей характеризуется нарушением письменной деятельности. Основной причиной заболевания является дефицит психических функций, которые отвечают и контролируют навык письма. Особенностью отклонения является стойкое и типичное наличие ошибок при написании слов. Диагностика и коррекция дисграфии направлена на устранение имеющихся проблем.
Что такое дисграфия
Дисграфией называют состояние, которые характеризуется расстройством навыков письма. Исследования показывают: проблема встречается у 53% детей вторых классов, что свидетельствует о недостаточном фонетико-фонематическом развитии, а также об общем недоразвитии речи малыша.
У школьников с дисграфией возникают проблемы при выполнении упражнений, которые требуют скоординированных действий глаз и руки. Дети с плохим почерком не уделяют внимание орфографии и пунктуации. Дисграфия у ребенка сказывается и на основных когнитивных процессах: контроль, самооценка, самосовершенствование.
Обычно нарушение навыков письма сочетается с нарушением расстройствами чтения и математических вычислений. Врачи связывают это с патологий языкового и нейропсихологического развития.
Полезно узнать о классификации дизартрий и о проявлениях патологии.
Родителям на заметку! Как артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии.
Причины дисграфии
Патологию вызывает ряд нарушений:
- Недоразвитие устной речи во всех категориях. Малыш при этом плохо произносит звуки, отсутствует связная речь, грамматика, фонетика и лексика речи нарушены.
- Болезни мозга, патологии, связаны с травмами при рождении или после появления малыша на свет. Часто причиной дисграфии становится истощение ЦНС.
- Нарушения в социально-психологической сфере. К примеру, когда в семье родители разговаривают на разных языках и с ребенком мало общаются, у него возникает дефицит разговорного общения.
- Наследственная предрасположенность, задержка психического развития.
- Травмы черепа, поражения головного мозга. Эти причины также часто провоцируют отклонение и у взрослых людей.
Как развивается патология
Отклонение возникает при:
- несвоевременном становлении ведущего полушария головного мозга, который ответственен за способности речи. Если развитие малыша проходит нормально, процесс формирования письма завершается до начала дошкольного обучения;
- нарушениях познавательной сферы;
- нарушениях развития зрительного анализа и синтеза;
- нарушениях фонематических процессов и лексико-грамматической стороной речи.
Стоит обратить внимание! Если ребенок не развивается всесторонне, происходят нарушения во всех сферах его развития. Поэтому важно своевременно заменить отклонения и приступить к коррекции дисграфии.
Классификация дисграфии
Выделяют пять видов дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая. Ошибки на письме возникают из-за неправильного произношения. Коррекция этого вида отклонения проводится путем устранения фонетико-фонематического речевого развития.
- Акустическая. При этом виде отклонения произношение развито правильно, в то время как фонематическое восприятие нарушено. На письме отмечаются ошибки, при которых неизвестные буквы ребенок меняет похожими.
- Аграмматическая. Для аграмматической дисграфии характерно неумение склонять слова в предложении.
- Оптическая. При этом виде отклонения ребенок путает визуально похожие символы. Оптическая дисграфия исправляется путем выполнения упражнений для коррекции под наблюдением логопеда, врача-невропатолога.
- Дисграфия, которая появилась на фоне несформированности языкового анализа и синтеза. Отклонение, при котором ребенок не способен делить слова на предлоги, а сами предложения на отдельные слова.
Диагностика
Целью диагностики патологии является дифференцирование отклонения от безграмотности ребенка. Обследование проходит в несколько этапов, включая:
- анализ письма;
- оценку развития речи;
- обследование нервной системы, органов слуха и зрения;
- анализ моторики;
- чтение текста вслух;
- описание сюжетной линии по рисунку.
Коррекция дисграфии
Так как устранить дисграфию у детей в школе практически невозможно, родителям нужно обратиться за помощью к логопедам. Методики по коррекции дисграфии подбираются на основе вида отклонения. Целями корректировки являются:
- Устранение всех дефектов, которые наблюдаются при произношении звуков у ребенка.
- Повышение словарного запаса малыша.
- Развитие грамматики.
- Обучение ребенка связной речи.
- Развитие у малыша аналитического развития.
Важно! Все навыки, которые были получены при выполнении заданий для коррекции дисграфии у детей, закрепляются с помощью письменных работ, диктантов.
Программа занятий по устранению дисграфии должна включать:
- Составление правильной модели слова. Задача упражнения заключается в демонстрации картинки со схемой слова. Малыш при просмотре картинки должен назвать нарисованный предмет, после чего вслух произнести звуки, которые есть в слове, по порядку.
- Способ Эббигауза заключается в необходимости вставить в слова буквы, которых не хватает.
- Анализ букв и звуков в словах. Суть метода заключается в том, что ребенку предоставляют карточку с изображением предмета. Малышу нужно назвать, что это за предмет, после чего написать слово. Дальше ставится ударение, делится слово по слогам, затем произносится вслух и подчеркивается каждый звук определенным цветом. Ребенку необходимо сравнить количество звуков с количеством букв в слове.
- Исправление ошибок. Ребенку выдаются слова с ошибками. Малыш читает слова и находит ошибку, после чего исправляет их.
Существует также ряд упражнений, игровых технологий, которые используют и в профилактике смешанных форм дисграфии.
- Базовое задание «Пишем вслух» помогает устранить дисграфию. Заменить это упражнений ничем нельзя. Принцип заключается в проговаривании написанного текста вслух. При этом необходимо выделять слабые места, не торопиться, проговаривая каждую букву. С помощью этого упражнения удается повысить грамотность, устранить акустическую дисграфию.
- «Корректор». Для этого упражнения необходимо выбрать самую скучную книгу, в которой буквы большие. Задача малыша – найти самые легкие гласные (вначале) буквы, зачеркнуть их в каждом слове, после этого найти согласные буквы, и также зачеркнуть их. На основе этого упражнения происходит коррекция оптической дисграфии.
- «Найти и объяснить». Для этого задания необходимо взять несколько диктантов, которые писал ребенок. Из каждого выбрать по пять предложений. В каждом предложении малышу нужно назвать и объяснить запятые, которые он поставил (почему в том месте) и сложные слова (почему написал именно таким образом). Если у малыша не хватает знаний, педагог обязан подтолкнуть его к правильному ответу или понятным языком объяснить ему правила грамматики.
- «Лабиринт» – упражнение заключается в том, что ребенок пальчиком проводит по нарисованному лабиринту, ищет выход или правильный путь к дому, школе и т. п.
Методики коррекции отклонения разнообразны и подбираются в зависимости от формы патологии. Лечение дисграфии при правильной корректировке имеет благоприятный прогноз. Важно поддерживать малыша, хвалить его даже за самые незначительные достижения.
Рекомендации родителям
Дети с нарушением навыков письма не могут понять, почему они не такие, как все. Их называют отсталыми, медлительными, безграмотными. Такие ежедневные испытания могут послужить причиной замкнутости, а иногда и агрессии. Если ребенка не поддерживают учителя и родители, он не захочет в дальнейшем учиться, станет притворяться, будет избегать общения, тем самым ограничит себя в радостях. Такие дети сталкиваются с внутренними психологическими переживаниями, у них низкая самооценка, часто возникает депрессия.
Стоит отметить, что дисграфия у ребенка часто сочетается с гиперактивностью, дефицитом внимания или другими поведенческими расстройствами. Сочетание таких проблем можно объяснить индивидуальной защитной реакций в ответ на агрессивное окружение. Американские психотерапевты выяснили, что 25% с нарушением школьных навыков, в том числе и дисграфией, имеют задержку интеллектуального развития или нарушения в социальных контактах.
Родителям на заметку! Дислалия у ребенка: виды патологии, причины, диагностика и коррекция.
Все о том, как лечить дислексию у ребенка по методу Дейвиса.
Важно понять, как помочь подросткам и детям с СДВГ: признаки патологи и эффективное лечение.
Вывод
Профилактика дисграфии заключается в постоянном наблюдении и общении с малышом. Обычно малыши трехлетнего возраста быстро и легко усваивают новую информацию, поэтому родители постепенно начинают изучать с ними иностранный язык. В этом случае важно исправлять произношение малыша, чтобы слова выговаривались четко и правильно.
Можно также отметить, что люди с дисграфией при адекватном доброжелательном отношении родителей и учителей вполне могут компенсировать свой недостаток. Многие добиваются успеха в областях, не связанных с правильным написанием слов (танцы, спорт). Родители должны быть уверены, что у их ребенка есть свои сильные стороны, поэтому надо всячески развивать их. Это станет залогом полноценной счастливой жизни.
напишите вопрос в форме ниже: