Содержание:
Олигофренопсихология – это отрасль психологического знания, которая занимается изучением умственно отсталых людей. Ее основными задачами являются:
- Максимально полноценное, многостороннее изучение умственно отсталых детей, их особенностей.
- Подробная разработка методов и средств раннего диагностирования умственной отсталости, а также проведение психокоррекции на начальных и более поздних этапах данного процесса.
- Разработка базовых принципов образовательно-воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми, способствование созданию специальных учреждений для них (вспомогательные детские сады и школы).
Методы олигофренопсихологии
Олигофренопсихология использует практически те же методы, что применяются в специальной психологии в целом. Данные методы можно разделить на несколько больших групп.
- Организационные методы:
- метод сравнения (двух групп детей с различными интеллектуально-психическими показателями)
- лонгитюдный метод (постоянное изучение одного индивида в течение длительного временного отрезка)
- метод комплексного исследования.
- наблюдение за объектом
- проведение психологических экспериментов
- разработка и проведение психодиагностических тестов
- тщательный анализ продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок и т.п.)
- исследование всей существующей по данному вопросу литературы (библиографическое исследование)
- социометрия (изучение межличностных отношений)
- изучение уровня самооценки индивида
- изучение уровня притязаний индивида (для этого ему необходимо предлагать для выполнения различные задания)
Из-за специфических особенностей развития объектов исследования олигофренопсихологии в ней не используется такой популярный в психологии метод, как самонаблюдение.
Классификация слабоумия Пинеля
Изначально в нашей стране не было изучения умственно отсталых детей. К ним относились очень лояльно, считая их «посланниками Бога» и даже иногда прислушиваясь к их мнению в ходе решения какой-либо проблемы. В ХХ веке ученые впервые выделили изучение слабоумных детей в отдельную отрасль, которая носила название невропатологии. Первым ученым, предложившим классификацию детей, страдающих слабоумием, стал известный французский психиатр рубежа ХVIII – XIX вв. Филипп Пинель. Согласно этой классификации, слабоумие делится на следующие состояния:
- состояние полной одичалости, приближенное к животному
- состояние, в котором сохраняются отдельные физические потребности и возможности
- глупость
- состояние имбицилизма (постепенное ухудшение имеющегося разума)
Следовательно, Пинель выделил две различных по происхождению формы слабоумия – приобретенное (последний пункт) и врожденное.
Классификация слабоумия Эскироля
Жан-Этьен Доминик Эскироль, ученик Филиппа Пинеля, продолжил исследования своего учителя и предложил собственную классификацию. Ее принципиальное отличие состоит в том, что в качестве основополагающего признака умственной отсталости он выделяет нарушение речи. По мнению Эскироля, коррекция речи ведет к почти абсолютному выздоровлению.
Его классификация включает в себя следующие категории:
- Имбицилы 1-й степени. Их отличает свободная и хорошо понимаемая другими людьми речь.
- Имбицилы 2-й степени. Их речь понять достаточно просто, но у них весьма ограничен запас слов.
- Идиоты 1-й степени. Дети этой группы пользуются лишь отдельными словами и очень короткими фразами.
- Идиоты 2-й степени. В их речи присутствуют незаконченные или очень короткие слова и выкрики.
- Идиоты 3-й степени. У данной группы речь отсутствует полностью.
Эскироль делает попытки обучать умственно отсталых детей.
Современная классификация слабоумия
Современная наука предлагает классификацию слабоумия по локализации нарушений в головном мозге и степенью поражения мозговых оболочек. Выделяют следующие виды слабоумия (деменций):
- корковая деменция; главным образом поражается кора головного мозга (энцефалопатия, болезнь Альцгеймера)
- подкорковая деменция; поражены подкорковые мозговые структуры (болезнь
Паркинсона, Гентингтона и др.) - корково-подкорковая деменция (базально-корковая дегенерация, сосудистая деменция и др.)
- мультифокальная деменция; поражение имеет множественные очаги во всех мозговых оболочках (заболевание Крейтцфельдта – Якоба).
В зависимости от локализации очага поражения назначают лечение и комплекс психопедагогических мер, направленных на максимальное (из возможного) восстановление мозговых функций больного. Олигофренопсихология занимается этим в тесном контакте с нейрохирургией и олигофренопедагогикой.
напишите вопрос в форме ниже: