Олигофренопсихология: содержание, цели и задачи

Олигофренопсихология – это отрасль психологического знания, которая занимается изучением умственно отсталых людей. Ее основными задачами являются:

  1. Максимально полноценное, многостороннее изучение умственно отсталых детей, их особенностей.
  2. Подробная разработка методов и средств раннего диагностирования умственной отсталости, а также проведение психокоррекции на начальных и более поздних этапах данного процесса.
  3. Разработка базовых принципов образовательно-воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми, способствование созданию специальных учреждений для них (вспомогательные детские сады и школы).

Методы олигофренопсихологии

Олигофренопсихология использует практически те же методы, что применяются в специальной психологии в целом. Данные методы можно разделить на несколько больших групп.

  1. Организационные методы:
  • метод сравнения (двух групп детей с различными интеллектуально-психическими показателями)
  • лонгитюдный метод (постоянное изучение одного индивида в течение длительного временного отрезка)
  • метод комплексного исследования.
  • Эмпирические методы:
    • наблюдение за объектом
    • проведение психологических экспериментов
    • разработка и проведение психодиагностических тестов
    • тщательный анализ продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок и т.п.)
    • исследование всей существующей по данному вопросу литературы (библиографическое исследование)
  • Методы обработки данных (качественные и количественные)
  • Интерпретационные методы исследования (генетические и структурные)
  • Изолированные методы:
    • социометрия (изучение межличностных отношений)
    • изучение уровня самооценки индивида
    • изучение уровня притязаний индивида (для этого ему необходимо предлагать для выполнения различные задания)

    олигофрен

    Из-за специфических особенностей развития объектов исследования олигофренопсихологии в ней не используется такой популярный в психологии метод, как самонаблюдение.

    Классификация слабоумия Пинеля

    Изначально в нашей стране не было изучения умственно отсталых детей. К ним относились очень лояльно, считая их «посланниками Бога» и даже иногда прислушиваясь к их мнению в ходе решения какой-либо проблемы. В ХХ веке ученые впервые выделили изучение слабоумных детей в отдельную отрасль, которая носила название невропатологии. Первым ученым, предложившим классификацию детей, страдающих слабоумием, стал известный французский психиатр рубежа ХVIII – XIX вв. Филипп Пинель. Согласно этой классификации, слабоумие делится на следующие состояния:

    1. состояние полной одичалости, приближенное к животному
    2. состояние, в котором сохраняются отдельные физические потребности и возможности
    3. глупость
    4. состояние имбицилизма (постепенное ухудшение имеющегося разума)

    Следовательно, Пинель выделил две различных по происхождению формы слабоумия – приобретенное (последний пункт) и врожденное.

     

    Классификация слабоумия Эскироля

    Жан-Этьен Доминик Эскироль, ученик Филиппа Пинеля, продолжил исследования своего учителя и предложил собственную классификацию. Ее принципиальное отличие состоит в том, что в качестве основополагающего признака умственной отсталости он выделяет нарушение речи. По мнению Эскироля, коррекция речи ведет к почти абсолютному выздоровлению.

    Его классификация включает в себя следующие категории:

    1. Имбицилы 1-й степени. Их отличает свободная и хорошо понимаемая другими людьми речь.
    2. Имбицилы 2-й степени. Их речь понять достаточно просто, но у них весьма ограничен запас слов.
    3. Идиоты 1-й степени. Дети этой группы пользуются лишь отдельными словами и очень короткими фразами.
    4. Идиоты 2-й степени. В их речи присутствуют незаконченные или очень короткие слова и выкрики.
    5. Идиоты 3-й степени. У данной группы речь отсутствует полностью.

    олигофрен

    Эскироль делает попытки обучать умственно отсталых детей.

    Современная классификация слабоумия

    Современная наука предлагает классификацию слабоумия по локализации нарушений в головном мозге и степенью поражения мозговых оболочек. Выделяют следующие виды слабоумия (деменций):

    • корковая деменция; главным образом поражается кора головного мозга (энцефалопатия, болезнь Альцгеймера)
    • подкорковая деменция; поражены подкорковые мозговые структуры (болезнь
      Паркинсона, Гентингтона и др.)
    • корково-подкорковая деменция (базально-корковая дегенерация, сосудистая деменция и др.)
    • мультифокальная деменция; поражение имеет множественные очаги во всех мозговых оболочках (заболевание Крейтцфельдта – Якоба).

    В зависимости от локализации очага поражения назначают лечение и комплекс психопедагогических мер, направленных на максимальное (из возможного) восстановление мозговых функций больного. Олигофренопсихология занимается этим в тесном контакте с нейрохирургией и олигофренопедагогикой.

    Внимание!
    Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать -
    напишите вопрос в форме ниже:
    1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Оцените статью, будьте первым)
    Загрузка...

    Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

    .

    Хотите получать новые статьи на почту?