Причины, симптомы и лечение сенсорной и моторной афазии


Эфферентная моторная афазия.Речь зависит от многих механизмов, которые формируются в первые 20 лет жизни и тесно связаны с определенными участками полушарий мозга. Патологические процессы или повреждения ответственных за речь участков мозга вызывает афазию – расстройство речи. В каждом полушарии функции, отвечающие за речь, имеют моторное и сенсорное обеспечение. Так, например, повреждение премоторной области коры, которая отвечает за движение, влечет за собой развитие афферентной или эфферентной моторной афазии.

Патология коркового отдела слухового анализатора приводит к сенсорному нарушению речи. Моторная и сенсорная афазии относятся к транскортикальным патологиям. Иными словами, нарушениям, которые возникают при прохождении сигналов через кору мозга. Моторные изменения обусловлены снижением активности устной и письменной речи, сенсорная – пониманием речи.

Моторная афазия Брока

Моторная афазия Брока имеет 3 типа нарушений:

  1. Афферентное нарушение речи. Относится к легким формам. Больной бегло говорит без пауз. При обследовании выявляют дефекты во время чтения и неправильную артикуляцию.
  2. Эфферентное нарушение речи. Тяжелая форма, при которой пациент произносит бессвязные фразы с длинными интервалами или молчит. Отмечают грубые нарушения письменной речи. Читать пациент может с трудом.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Полное расстройство понимания и произношения устной и письменной речи.

Причинами моторной афазии являются:

  • эмболия верхней ветви мозговой артерии;
  • кровоизлияние;
  • травма;
  • воспаление;
  • опухоли;
  • дегенеративные процессы (болезнь Альцгеймера, Пика).

В основном моторная афазия выявляется после инсульта. При легкой форме у больных наблюдаются умеренные нарушения способности говорить и писать, но понимание сказанного и написанного страдает минимально. Только при обследовании с выполнением сложных команд выявляют отклонения.

В некоторых случаях больной на короткий период утрачивает свою речь, но при этом понимает других и может осознать прочитанный текст. Как правило, такое состояние сменяется обедненной речью. Больной с усилием произносит слова, при этом осознает дефекты произношения.

Он не может выполнить произвольные движения языком и губами по команде, несмотря на то, что автоматические движения в них сохранены. При осмотре определяют слабость мышц нижнего правого отдела лица, правой руки и кисти. При легких нарушениях речь полностью или частично восстанавливается.

При выраженных нарушениях больной не может нормально говорить и понимать речь. При восстановлении во время лечения, пациент отвечает только шаблонными фразами в ответ на все вопросы, которые ему задают. В других случаях, появляется медленная речь, которая произносится с усилием. Обычно произношение фраз грамматически неправильное, без предлогов и союзов. Больной разговаривает без интонации и плавности.

Моторные нарушения речи у детей

Моторная афазия у детей.Моторная афазия у детей проявляется нарушением разговорной и письменной речи. У ребенка полностью сохранен слуховой аппарат, он понимает, что ему говорят, но ответить не может. Понимание чужой речи ограничивается простыми фразами и обычными словами.

Более сложные предложения, которые не связаны с жизнью ребенка, не воспринимаются. При легком течении патологии сохраняется некоторый словарный запас, при помощи которого ребенок пытается общаться с окружающими. Тяжелое течение протекает с полным нарушением или отсутствием речи.

К явным признакам моторных нарушений речи ребенка относятся:

  • грамматически неправильная речь (без окончаний, предлогов);
  • искажение слов;
  • перестановка звуков;
  • замена слов, не подходящих по смыслу, но схожих по произношению;
  • хаотичное вставление различных коротких слов во время произношения речи (эмболофразия).

При эмболофразии ребенку тяжело писать диктант и невозможно писать сочинение. Легко дается переписывание текста или написание простых понятных фраз. Практически всегда при моторных нарушениях речи встречаются затруднение с чтением.

Ребенок может складывать буквы в слова, но при этом, не понимает прочитанное. Прогноз болезни зависит от того, насколько выражено повреждение коры мозга и от развития ребенка до начала патологии.

Лечение моторной афазии

Перед тем как назначить лечение моторной афазии, проводят объективную диагностику. Больного осматривают нейропсихологи, логопеды, невропатологи. Для определения причины патологии показаны следующие обследования:

После того как поставлен диагноз моторная афазия, назначают лечение. Больным прописывают медикаментозные препараты:

  • средства для мозгового кровообращения (Кавинтон, Цинаризин, Актовегин, Винпоцетин);
  • средства для снижения тонуса мышц (Мидокалм, Баклофен, препараты магния);
  • антидепрессанты;
  • ноотропные средства для улучшения мозговой активности (Глиатиллин, Пирацетам);
  • тонизирующие лекарства (Кофеин);
  • антихолинэстеразные препараты для улучшения передачи возбуждения в нервной системе (Галантамин).

К немедикаментозным методам лечения относятся:

  • логопедические методы коррекции;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • психотерапия.

Важно! Самостоятельная коррекция в домашних условиях может повлечь за собой необратимые нарушения речи или заикание.

В крайних случаях ставят вопрос о хирургическом вмешательстве (наложение экстраинтракраниального микроанастомоза) для улучшения мозгового кровообращения.

Формы сенсорной афазии

Сенсорные формы афазии.Наиболее частыми причинами патологии являются эмболия задней височной или средней мозговой артерии, энцефалит, ушиб мозга, геморрагический инсульт, опухоль. Выделяют следующие сенсорные формы афазии:

  1. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные фразы.
  2. Проводниковая. Сложности при повторении фраз вслед за врачом или при чтении.
  3. Амнестическая. У больных возникают трудности в построении и распознавании слов.
  4. Акустико-мнестическая. Пациенты не могут образовывать слова. Речь скудная, состоящая в основном из местоимений.
  5. Оптико-мнестическая. Пациенты могут узнавать предметы, но с трудом вспоминают их названия.

Основные проявления патологии:

  • при сохранении зрения и слуха, пациенты не понимают устную и письменную речь;
  • больные бегло неправильно произносят слова и фразы (бессмысленная быстрая речь);
  • нарушения чтения и письма;
  • эмоциональная активность, раздражительность;
  • нарушение зрения.

Нередко заболевание носит прогрессивное течение. Длительное лечение включает в себя занятия с логопедом, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры, психотерапию. В комплекс терапевтических мероприятий включают медикаментозные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обмен веществ.

В заключение стоит отметить, что игнорирование сенсорных и моторных нарушений, влечет за собой полную утрату речи. Несмотря на то, что патология тяжело поддается лечению, можно сохранить или частично восстановить утраченные речевые навыки. Поэтому пациенты нуждаются в помощи специалиста-логопеда.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Оцените статью, будьте первым)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?