Моторная афазия – последствие инсульта


Традиционно выделяют два вида афазии (нарушение речи) – моторную и сенсорную. Для первой характерно затруднение в произношении слов, речь насыщена в основном существительными, а длинные и сложные слова больной произносить не может. Кроме того, отмечаются перестановки букв в словах, а также проблемы с моторикой – неспособность к письму. Для сенсорной афазии характерно нарушение восприятия и устной, и письменной речи, при этом человек, как правило, произносит очень много сходных по звучанию слов, но различных по смыслу.

Помощь при моторной афазии.

Необходимо понимать, что расстройство речи ведет за собой и психическое расстройство личности, поэтому очень важно до начала занятий установить с больным контакт, попытаться его приободрить, намекнуть о том, что заболевание носит временный характер, и лишь интенсивные занятия способны вернуть способность общаться.

Существует ряд действий, направленных на выздоровление пациента и восстановление речевых функций:

  1. Спустя неделю после инсульта необходимо проводить с больным непродолжительные беседы, не более 5 минут. Говорить следует негромко, но вместе с тем должна прослеживаться уверенность в каждом сказанном слове.
  2. На третью неделю нагрузку увеличивают до 15 минут, но беседы проводить нужно интервалами, по 5 минут каждый. Следует разговаривать на темы, которые вызывают интерес у больного, ни в коем случае не затрагивать волнующие (болезненные) ситуации, а также не подпускать чрезмерно разговорчивых собеседников.
  3. Важно воздействовать на больного таким образом, чтобы он стремился произносить слова самостоятельно, отучать его от мимики и жестов. Но прежде чем произнести их, он должен услышать образец звучания.
  4. Обязательно постепенно вводить в речь глаголы, местоимения, а также следить за правильным употреблением предлогов и окончаний.
  5. После разрешения врача больному сидеть, можно давать ему почитать незатейливые книги позитивного характера, а затем и записывать простые слова. При нарушении двигательной функции правой руки следует развивать навык письма у левой.

При более тяжелом протекании моторной афазии речь отсутствует совсем, но иногда больной может произносить отдельные слова или слоги. Чтение и письмо затруднительно.

Моторная афазия

Методы воздействия в этом случае следующие:

  1. Пение и порядковый счет. Начать лучше с любимой или давно известной больному песни. Поначалу пение будет невнятным, но не стоит отчаиваться. Далее в занятия включать названия дней недели, месяцев и просить произнести, чередовать с пением. На 4-5 занятии больной уже самостоятельно сможет спеть песню или прочитать знакомое с детства стихотворение.
  2. При наступлении улучшения больного просят повторять по 3-4 раза наименования дней недели, месяцев, чисел. Занятия стоит проводить по 3 раза в день продолжительностью в 10 минут.
  3. Когда больной уже способен повторять слова, нужно задавать ему односложные вопросы, добиваясь ответов: «да, нет».
  4. Для отработки вновь приобретенного навыка можно показывать больному картинки и просить объяснить, что на них изображено.

Конечно, первое время будет наблюдаться некоторая нечеткость речи, но не стоит торопить события, важно не забрасывать занятия, и постепенно процесс формирования мысли будет более отточенным, дикция отчетливее. Не следует делать замечания при каждом неверно произнесенном больным слове, а также чересчур увеличивать продолжительность занятия.
Только терпеливое отношение к больному и выбор правильной тактики позволят добиться восстановления речи после инсульта.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Оцените статью, будьте первым)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?