Разновидности детской дизартрии


Виды дизартрииДизартрия представляет собой затруднение речи, при котором говорящий не может произносить правильно слоги, слова, предложения. Возникает эта патология при нарушении иннервации артикуляционной мускулатуры и патологических изменениях в той части головного мозга, который ответственен за функцию речеобразования. Наблюдается уменьшение или другие нарушения в подвижности языка, мягкого неба, губ, которые принимают непосредственное участие в произношении. По классификации, которую имеет дизартрия, виды ее определяются причиной ее формирования и локализацией первичной патологии.

Коварность дизартрии

Если дизартрия развивается у взрослого человека, то она касается только самого процесса речи. Он хорошо воспринимает речь слухом, без особенностей пишет и читает, распада всей системы речи нет. Совсем по-другому все у детей. Ребёнок с трудом произносящий слова и предложения, испытывает затруднения в процессе чтения, выполнения письменных упражнений.

Если данная патология имеет место с детства, то это может привести к тому, что в школе ребенок не сможет удовлетворительно общаться, заниматься письменными и устными заданиями. При этом он остаётся абсолютно умственно полноценным учеником. Поэтому нельзя воспринимать дизартрию как возрастную особенность, от которой ребенок «выговориться» и откладывать лечение.

Определенные трудности составляет диагностирование этой патологии у детей первых лет жизни, когда они ещё и не должны говорить хорошо. Тем более трудно отделить симптом болезни от индивидуальных нюансов разговорной речи.

Градация дизартрий

Классификация дизартрий включает такие разновидности:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерна параличом мышечной группы, иннервирующей язык, губы, небо. Возможно нарушение глотания.
  2. Мозжечковая дизартрия. Патология находится в мозжечке. Речь не координированная. Громкая может сменяться тихой и наоборот. Характерна медлительность разговора.
  3. Корковая дизартрия. Локальные нарушения в коре мозга, обеспечивающей адекватное согласованное функционирование мышечного аппарата артикуляции. Структура слов сохранена, нарушается произношение слогов.
  4. Псевдобульбарная. Для неё характерен общий мышечный паралич.
  5. Подкорковая дизартрия. Патологические изменения определяются в подкорковой области. Речь при этом невнятна. Различают подкорковую экстрапирамидную дизартрию, возникающую при поражении подкорковых образований, находящихся вне пирамидных путей.
  6. Гиперкинетическая дизартрия характерна для детей с гиперкинетическим видом ДЦП. Главным проявлением являются гиперкинезы (непроизвольные резкие движения). Это проявляется во множественных разнотипных искажениях речи, ее невнятности. Из-за гиперкинезов нарушен прием пищи (нарушаются процессы жевания, глотания). Возможны нарушения голосообразования, дыхания.Гиперкинетическая дизартрия
  7. Спастико-паретическая дизартрия развивается при двустороннем параличе пирамидных путей. Проявляется в нарушении формирования сложных слов и звуковых переходов, сохранение рефлекторных, осуществляемых непроизвольно движений, нарушение мелкой моторики. Эта разновидность характерна для очаговых поражений головного мозга.
  8. Паркинсоническая. Наблюдается при одноимённом заболевании. Речь медленная, монотонная, не выразительная.
  9. Стертая. Слова произносятся с искажением шипящих и свистящих.

Когда нужно заподозрить дизартрию у малыша

Родителей должны насторожить такие проявления у их малыша:

  • нарушения произношения отдельных звуков или слогов;
  • во время разговора сбивается дыхания;
  • гнусавость без явных на то причин(отсутствие проблем в носовой полости);
  • речь монотонная, очень скорая или замедленная;
  • очевидна слабость мышц, выполняющих формирование звуков (сильное смыкание губ или наоборот постоянно приоткрытый рот, «вываливающийся» язык, чрезмерное слюнотечение);
  • непроизвольное изменение высоты тонов от писклявого до низкого, от тихого до громкого.

Дети, страдающие дизартрией, несколько отличаются нюансами поведения, которые могут не заметить окружающие, но очевидны для родителей. Они не любят шнуровать обувь, расстегивать и застегивать мелкие пуговицы. Это не любят делать многие малыши, но у детей-дизартриков это особенно выражено. Они испытывают больше трудностей при выполнении движений, требующих работы мелкой моторики. Как правило, у них плохой почерк.

У таких детей не очень хорошо получается танцевать и петь из-за плохого музыкального слуха. К тому же им проблематично точно повторять танцевальные движения. Они неуклюжи.

Первичные патологии

Обычно дизартрия является вторичной патологией. А причины кроются в первичной, которая является заболеванием ЦНС, головного мозга:

  • заболевания ЦНС с ограничением подвижности мимических мышц;
  • ДЦП;
  • родовая травма;
  • внутриутробная патология;
  • тяжелые заболевания головного мозга в анамнезе (энцефалит).

Лечение

Эффективно лечение может быть только при комплексном подходе, который включает в себя:

  • консультацию и лечение у логопеда и невропатолога;
  • медикаментозное лечение (лекарства улучшающие метаболизм и активность мозговых клеток);
  • ЛФК.

Нужно быть готовым к тому, что для того, чтобы заставить болезнь отступить понадобиться длительно, терпеливо и регулярно выполнять весь комплекс лечения.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Оцените статью, будьте первым)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?