Синдром дефицита внимания у детей

Дефицит внимания у детейДефицит внимания у детей в ряде случаев может оказаться не просто проявлением личностных особенностей отдельного ребенка, но и результатом перенесенных ранее родовых эксцессов, приведших к недостаточности питания структур головного мозга. Этот феномен относят к расстройствам неврологического и поведенческого развития. Рассмотрим подробнее, так ли страшен этот диагноз.

Признаки синдрома дефицита внимания

Встречается в сочетании дефицита внимания с гиперактивностью. Не внимания к ребенку со стороны родителей, а в способности ребенка концентрироваться на чем-то, заниматься целенаправленной деятельностью. Синдром дефицита внимания у детей включает следующие признаки:

  • трудности концентрации внимания. Ребенок недостаточно прилежный, невнимательный, легкомысленный и беспечный;
  • гиперактивность (сниженный порог возбудимости, в ответ на незначительное событие разворачивается бурная реакция, особенно на неприятные эпизоды, трудности с удержанием себя на месте);
  • трудности с управлением импульсивностью (недостаток сознательного контроля в ответ на нежелательное событие, на противодействие со стороны окружающих, которое идет вразрез с желаниями ребенка).

В диагноз выносятся комбинации симптомов, случаи дефицита внимания или с гиперактивностью, или импульсивностью, или смешанный, в котором сочетаются все три симптома. При этом признаки могут появляться время от времени и не быть постоянными.

Лечение аутизмаОказывается, концентрацию внимания можно развивать. Читайте об эффективных методах.

Читайте, почему заболевание аутизм часто путают с серьезными психическими патологиями.

О случаях спонтанного излечения

У трети детей наступает спонтанное улучшение. Происходит это в определенном возрасте, когда ребенок, перешагнув возрастной порог, с помощью воспитательных разъяснительных бесед, а также усилий воли. Но две трети все-таки требуют коррекции, в том числе и с помощью медикаментозного вмешательства. Чтобы узнать, что показано в каждом конкретном случае, потребуется консультация специалиста. Расстройствами поведения у детей занимаются несколько медицинских специалистов:

  • педиатр как тот, к кому первому приводят на прием деток со всеми возможными особенностями;
  • детский невропатолог;
  • детский психиатр;
  • клинический психолог.

Психолог намеренно упомянут на последнем месте, поскольку для психотерапевтического лечения нужно вначале исключить основное заболевание, а затем заниматься коррекцией поведенческих установок как ребенка, так и его родителей, ближайшего окружения.

Несмотря на существование проблемы, у сторонников ее признания есть и оппоненты. Они считают, что такое поведение — крайность личных особенностей реагирования нервной системы ребенка или даже вариант нормы. Допускают педагогическую запущенность со стороны родителей. Для разрешения сложившейся ситуации они предлагают усилить родительский контроль и дисциплину.

Поскольку не все дети реагируют подобным образом, такая гиперактивность (даже у детей одних и тех же родителей, к которым применяется одинаковый метод воспитания) должна вызывать обеспокоенность.

 

Причины

Существуют несколько наиболее популярных точек зрения, каждая из которых может приводить к вышеописанной клинической картине:

  1. Перенесенные матерью инфекции во время внутриутробного вынашивания ребенка.
  2. Иммунологическая несовместимость с матерью (по резус-фактору).
  3. Угрозы выкидыша на протяжении беременности матери.
  4. Хронические заболевания у матери в стадии декомпенсации во время вынашивания ребенка.
  5. Преждевременные или стремительные роды со стимуляцией или кесаревым сечением.
  6. Осложнения родов (обвитие пуповиной, родовые травмы, особенно шейного отдела позвоночника, гематомы, асфиксия).
  7. Заболевания ребенка в раннем возрасте, при которых принималось лечение сильнодействующими веществами.
  8. Хронические заболевания ребенка (бронхиальная астма, сахарный диабет, сердечная недостаточность, заболевания почек и печени) могут способствовать нарушениям в работе головного мозга.

Дефицит внимания у ребенка

 Лечение детей с синдромом дефицита внимания

Согласно действующим протоколам лечения детей с синдромом дефицита внимания, на первом месте рекомендовано применение психостимулирующих препаратов. Эффективность ослабления симптомов доказана различными исследованиями. Казалось бы, на ум приходит только успокоить ребенка, он же и так слишком активный.

Если рассмотреть подобное поведение ребенка с точки зрения крайней его усталости, перевозбуждения нервной системы от переутомления, и эти реакции с дефицитом внимания и гиперактивностью расценить как часть реакции истощения по гиперстеническому типу, то такой выбор группы препарата вполне окажется логичным.

Реакция истощения по гиперстеническому типу заключает в себе чередование периодов возбуждения с периодами затишья и нормальной обычной деятельности. Исследования применения данной группы препаратов продолжаются.

На втором месте по популярности назначений стоят ноотропы. Это группа веществ, улучшающая микроциркуляцию крови в головном мозге. Далее идут антидепрессанты по показаниям.

Акцентуация характераЧитайте, что такое ММД — минимальная мозговая дисфункция и как она проявляется.

Почему микрополяризация головного мозга не занесена в США в «белый список»?

Что такое акцентуация личности и какие формы нестандартного превалирования каких-либо черт характера.

Немедикаментозные методы лечения

Среди альтернативных методов лечения применяются следующие медикаментозные способы:

  1. Синдромальный – коррекция сопутствующих нарушений, улучшение кровообращения в шейном отделе, работа (при наличии) с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы.
  2. Психотерапия – поведенческая, направленная на разрыв готовых ошибочных поведенческих стратегий, в комплексе приводящих к дефициту внимания у ребенка и формирование новых (по принципу условных рефлексов).
  3. Семейная терапия ребенка: с помощью близкого окружения находят способы, куда можно направить повышенную активность, агрессивность.

Синдром дефицита внимания у детей не должен быть почвой для испытания безвредных, на первый взгляд, способов лечения. При внимательном рассмотрении клинической картины и проведении дополнительных исследований педиатр исключает заболевания, которые могут маскироваться под это расстройство поведения. Лечение, которое якобы не способно навредить в момент его использования, оттягивает время получения ребенком адекватной медицинской помощи, если окажется, что она ему необходима.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Подпишитесь на почту!

.

Хотите получать новые статьи на почту?